7 тем для раздела двухходовок КЧР-20
Просьба ознакомиться с предлагаемыми темами. Присылайте новые темы для пополнения этого списка.
Информацию о замеченных ошибках, замечания шлите на адрес директора 20 КЧР popovgl@yandex/ru - Григорий Попов
Тема №1:
«Коррекция вступительного хода (не менее двух
произвольных ходов) в игре белого ферзя»
Пример:
В. Марковций В.
Пильченко 4 поч. отз. «The Problemist», 2006-07 #2 11+9 881p1Np3b4B1q1p2Pn1p1RQ1Pk1r2PB3P5KR |
1.Q~(b2,
c5, c7, c8, d4, e5, f6)?
– 2.e:f4# 1…S~! 1.Qa1!? – 2.e:f4# 1…S~ 2.Qd1#, 1…Se2! 1.Qc4!? – 2.e:f4# 1…S~ 2.Qe2#, 1…Sd3! 1.Qc6!? – 2.e:f4# 1…S~ 2.e5#, 1…Sd5! 1.Qf6!? – 2.e:f4# 1…S~ 2.Bg4#, 1…Sg2! 1.Qg7!? – 2.e:f4# 1…S~ 2.Q:g2#, 1…Sg6! 1.Qh8! – 2.e:f4# 1…S~ 2.Q:h5# 1…Q:h8 2.Bg4# |
Тема №2: «Выбор игры в механизме косвенной
полубатареи»
Примеры:
G. Bakcsi |
1.Sf3? –
2.Qd4# |
М. Гордиан 2 м. VIII командное первенство Украины, 1986 #2 7+12 5R22bK1BQ13p3pr1p2N21n2k1PP3pppp14b |
1.Se7? – 2.Bg6# 1…Kf4 2.Bd5# 1…c4! 1.Bc4? – 2.S:g3# 1…Kf4 2.S:d6# 1…d5! 1.Bg6! – 2.Se7# 1…Kf4 2.S:g6# 1…Kd5 2.S:e3# |
H. Ahues 3 comm. «Rochade Europa», 2004 #2 8+8 1n3b1B/8/p2p2p1/3N1kP1/2N4P/6K1/Q1b5/n3R3 |
1.Sd2? – 2.Sde3# 1…Bg7 2.Se7# 1…Bb3! 1.Sc3! – 2.Sce3# 1…Bg7 2.S:d6# |
Тема №3: «Bскрытие или перекрытие чёрной
линии, на которой находится вторая белая фигура»
Примеры:
Barry Barnes «Schweizerische Schachzeitung», 1964 #2 9+7 4r3/n3Q1bq/4B3/1p1p4/1B6/3kPP2/1PR5/1K3N2 |
1.Qc5? – 2.Rd2# 1…Bc3 2.Q:c3# 1…Qh2! (2.Bf5? Re4!) 1.B:d5? – 2.Rd2# 1…Qh2 2.Be4# 1…Bc3! (2.Q:h7? Re4!) 1.b3! – 2.Rd2# 1…Bc3 2.Q:h7# 1…Qh2 2.Bf5# |
Colin Sydenham «The Problemist», 1984 #2 9+7 3rr3/1p1Q1q2/4BP2/8/2R2B2/5k1b/3P3R/2Kn3N |
1.Bf~? – 2.Rf4# 1…Q:f6! 1.Bd6!? – 2.Rf4# 1…Q:f6 2.Q:b7# (2…Rd5??) 1…Rc8! 1.Be5! – 2.Rf4# 1…Q:f6 2.Bd5# (2…Re4??) 1…Rc8 2.Qd5# |
Тема №4: Вступительный ход первого ложного следа(попытки) и угроза(угрозы) второго ложного следа (попытки) становятся вариантами решения. (А.Слесаренко, Московская обл)
Примеры:
Anatoly Slesarenko Schach-Aktive, 1999 #2 10+9 4r1Q1/2B5/4qp2/2p2R1P/R1N1k2r/K1P1Np2/2P1pn2/8 |
1.
Qg6?(A)
[2. Rf4#] 1. ... Qd6 2. R:f6# 1. ... Q:f5 2. Q:f5# 1. ... Q:c4 2. Q:e8# 1. ... Qe5! 1. R:f3? [2. Sd2#(B)] 1. ... Q:c4 2. Qd5# 1. ... K:f3 2. Qg2# 1. ... Qd6! 1. Sd5! [2. Sd6#] 1. ... K:f5 2. Qg6(A)# 1. ... Q:f5 2. Sd2(B)# 1. ... Q:d5 2. Q:d5# |
Anatoly Slesarenko P. Kuznetsov 64-SHO, 1999 #2 7+6 8/5b2/5B2/5Rp1/2N1k3/R2nN1K1/1r4n1/7Q |
1. Qh7(A)? [2. Rf4#] 1. ... B:c4 2. Rf3# 1. ... S:e3 2. Sd6# 1. ... Bg6! 1. Rf3? [2. Sd6#(B)] 1. ... B:c4 2. Qh7# 1. ... Rb6 2. Sd2# 1. ... S:e3 2. Rf4# 1. ... Se5! 1. Rd5! [2. Rd4#] 1. ... B:d5 2. Qh7(A)# 1. ... Se5 2. Sd6(B)# |
Anatoly Slesarenko |
1.
e5(A)?
[2. Rh4#] |
Замечание.
Тема очень широкая (особенно в
связи с указанной в третьем примере возможностью множественных тематических
угроз и опровержений) и глубоко разработанная (большое количество уже имеющихся
идейных предшественников).
Тема №5: «Скрытое прямое или косвенное
связывание чёрной фигуры (пешки) на первом ходу, которое используется в угрозе
и/или варианте»
Примеры:
Виктор Мельниченко поч. отз. «Уральский проблемист», 1993 #2 4+4 k7/2K5/3p4/3b4/3B4/8/2n3R1/2Q5 |
1…S:d4
2.Qa3# 1.Qh1! – 2.Rg8# 1…S:d4 2.Ra2# 1…B:g2 2.Qh8# |
Диян Костадинов «Probleemblad», 2003 #2 8+10 8/r3p3/2Q5/B1p2p1K/3b2p1/Nn1N2p1/2R4R/3kqB2 |
1.Qa4! – 2.Rc1(A)# 1…Be3 2.Sb2(B)# 1…Qc3 2.Be2(C)# 1…Qe3! 1.Qd5? – 2.Sb2(B)# 1…Q:a5 2.Be2(C)# 1…Sd2 2.Rc1(A)# 1…Qd2! 1.Qh1! – 2.Be2(C)# 1…Sc1 2.R:c1(A)# 1…Bg1 2.Sb2(B)# |
Franz Pachl 2 пр. «Schach-Echo», 1990 #2 11+7 2B2Q2/5n1K/3P2N1/R2NB1pk/3Pn1p1/8/4bP2/1r4R1 |
1.Bg3, Bh2, Bf6, Bg7?
Bb5, Rb5, Sc5, S:e5! 1.Bh8! – 2.Sf4# 1…Bb5 2.B:g4# 1…Rb5 2.Rh1# 1…Se5 2.Sf6# 1…S:e5 2.Qh6# |
John Rice 4 поч. отз. «Mat Plus», 2008 #2 9+11 6r1/4pN2/3pRqp1/3p1p2/RNb1Pk1p/3P4/4B3/3n2QK |
1.e5? – 2.S:d5# 1…d4! 1.e:d5? – 2.Qh2# 1…B:d5+ 2.S:d5# 1…Q:f7! 1.e:f5! – 2.Qg4# 1…g:f5 2.S:d5# 1…Q:f5 2.Qh2# |
Тема №6: «Не менее трёх фаз произвольной или
радикальной перемены игры. Вступительный ход одной фазы становится матом
варианта в других»
Примеры:
Валерий Шаньшин, 3 поч. отз. Polish Chess Federation Tourney, 2014 #2 11+11 1r4B1/1bR1P1B1/pQ6/1p2NPp1/q1n1k3/p2p2P1/2nP4/5R1K |
1.Qe6?
– 2.S:c4# 1…Kd4+ 2.Sf3# 1…Sd4! 1.Sd7? – 2.Sc5# 1…S:d2 2.Qe6# 1…Qb4! 1.Sf3? – 2.S:g5# 1…K:f5 2.Qe6# 1…R:g8! 1.Sf7! – 2.S:g5# 1…Kd5 2.Qe6# |
Павел Мурашев 1 поч. отз. ЮК «Проблемист Украины»-10, 2014 #2 7+10 R2B2n1/1k2p3/pNpnQ3/2R1p2r/N7/5p1b/8/3K4 |
1.Qd5? –
2.Q:c6# 1…c:d5 2.Rc7# 1…Bd7! 1.Rc1(~)? – 2.Sc5# 1…c5 2.Qd5# 1…Se4 2.Q:c6# 1…e4! 1.Rd5!? – 2.Sc5# 1…c:d5 2.Q:d5# 1…Se4 2.Rd7# 1…c5! 1.R:c6! – 2.Rc7# 1…K:c6 2.Qd5# 1…Sb5(e8) 2.Sc5# |
Замечание.
три фазы – это само по себе непросто. Тема для профессионалов.
Ответ -
В жанре двухходовки, как и в композиции вообще, давно всё не просто, особенно в
создании чего-то действительно оригинального. Для этого надо изрядно потрудиться
:-)
Тема №7:
«Опровержения ложных следов становятся защитами в решении. »
Пример:
Василь Дячук, KoBulChess (553) 2015-03-14 #2 10+7 8/r4R2/3BpN1K/3npk2/4nP2/2R4P/1Q2N1B1/7q |
1.Rc5? ~ 2.Q:e5# 1... Sdc3 (a) 2.R:e5# 1... Sec3! (b) 1.Re3? ~ 2.Q:e5# 1... Sec3 (b) 2.R:e5# 1... Sdc3! (a) 1.Rf3? ~ 2.Q:e5# 1... Sdc3 (a) 2.f:e5# 1... Sec3 (b) 2.Sg3# 1... Qa1! (c) 1.Rcc7! ~ 2.Q:e5# 1... Sdc3 (a) 2.S:e4# 1... Sec3 (b) 2.S:d5# 1... Qa1 (c) 2.B:e4# 1... Q:h3+ 2.B:h3# |